Постановление Совета министров Республики Крым от 23.06.2015 N 336 "Об утверждении Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения"



СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. № 336

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ (ОБЪЯВЛЕНИЯ) ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 12 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях", статьей 41 Закона Республики Крым от 21 мая 2014 года № 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК





Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 23.06.2015 № 336

ПОРЯДОК
СОЗДАНИЯ (ОБЪЯВЛЕНИЯ) ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" и определяет процедуру создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ).
1.2. Решение о создании (объявлении), изменении границ, площади, категории, наименования и снятии правового статуса ООПТ принимает Совет министров Республики Крым.
1.3. Основанием для принятия решений о создании (объявлении), изменении границ, площади, категории, наименования и снятии правового статуса ООПТ является ходатайство и материалы, которые представляет Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - исполнительный орган государственной власти в области ООПТ).

2. Инициирование процесса создания (объявления) ООПТ

2.1. Основанием для инициирования процесса создания (объявления) региональных ООПТ являются сведения о размещении и значимости природных объектов.
2.2. Инициатором создания (объявления) ООПТ могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, общественные и иные организации, а также граждане Российской Федерации.
2.3. Инициатор создания (объявления) ООПТ сообщает в исполнительный орган государственной власти в области ООПТ о необходимости принятия решений для сохранения природных комплексов и объектов.
2.4. Инициатор создания (объявления) ООПТ предпринимает необходимые меры по проведению комплексного экологического обследования территории, подготовке материалов комплексного экологического обследования территории (далее - Материалы) и представлению их на государственную экологическую экспертизу.
2.5. Подготовка Материалов включает:
проведение комплексного экологического обследования территории с целью получения данных, подтверждающих наличие уникальных природных комплексов и объектов, сохранение которых требует принятия специальных мер;
представление Материалов на государственную экологическую экспертизу в исполнительный орган власти в области ООПТ, осуществляющий государственную экологическую экспертизу регионального уровня.
2.6. Инициатор создания (объявления) ООПТ после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы направляет Материалы и указанное заключение в исполнительный орган государственной власти в области ООПТ для формирования пакета документов, представляемого в Совет министров Республики Крым.
2.7. При создании (объявлении) ООПТ исполнительный орган государственной власти в области ООПТ в течение 7 дней формирует пакет документов и направляет его в федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды для согласования.
После получения указанного согласования исполнительный орган государственной власти в области ООПТ в течение 3 дней направляет его, ходатайство и Материалы в Совет министров Республики Крым для принятия соответствующего решения.
2.8. Исполнительный орган государственной власти в области ООПТ в течение 30 дней направляет сведения о вновь созданных ООПТ в федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

3. Состав материалов комплексного экологического
обследования территории, обосновывающих необходимость
придания ей статуса ООПТ

3.1. Материалы представляют собой результат обобщения сведений, полученных в ходе:
специализированных исследований, проведенных для выявления уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, ландшафтов, объектов растительного и животного мира, требующих специальных мер охраны;
анализа данных, представленных в литературных и иных источниках.
3.2. Инициаторы создания (объявления) ООПТ и разработчики Материалов должны предусмотреть меры по:
сохранению биологического, ландшафтного разнообразия и достопримечательных природных образований на территории региона;
стабилизации и повышению численности редких видов флоры и фауны;
осуществлению мониторинга состояния охраняемых объектов и комплексов.
3.3. Материалы оформляются в виде эколого-экономического обоснования создания ООПТ регионального значения (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку) и картографических материалов (по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку).
3.4. Материалы подлежат обязательному согласованию с:
правообладателями земельных участков, включаемых в границы ООПТ;
органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, на территориях которых находятся земельные участки, включаемые в границы ООПТ;
исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области лесного и охотничьего хозяйства (в случае если ООПТ создается на землях лесного фонда);
исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области охраны и использования водных биологических ресурсов (в случае если ООПТ создается на водных объектах рыбохозяйственного значения или рыбопромысловых участках Республики Крым);
исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области водного хозяйства и мелиорации земель (в случае если ООПТ создается на землях водного фонда);
исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области ООПТ (в случае если режим ООПТ предусматривает запрет добычи полезных ископаемых);
исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области имущественных и земельных отношений;
Пограничным управлением ФСБ России по Республике Крым (в случае создания ООПТ в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации с Украиной).

4. Порядок преобразования, изменения границ, площади,
категории, наименования и снятия правового статуса
существующих ООПТ

4.1. Основанием для снятия правового статуса ООПТ (части ее территории) или разрешения на ней ранее запрещенных видов хозяйственной деятельности (если иное не установлено федеральным законом) является утрата ими природоохранной ценности - уничтожение на ООПТ (или ее части) природных и (или) историко-культурных объектов, для сохранения которых создана данная особо охраняемая природная территория.
4.2. Подготовка материалов при преобразовании (изменении границ, площади, категории) и снятии правового статуса ООПТ регионального значения осуществляется в том же порядке, что и для создания ООПТ. Материалы дополняются финансово-экономическим обоснованием возможных затрат, возникающих в связи с изменением границ, площади, категории и снятием правового статуса ООПТ регионального значения.
4.3. Изменение наименования ООПТ регионального значения осуществляется на основании ходатайства, обосновывающего данное изменение без разработки материалов комплексного экологического обследования территории.

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК





Приложение 1
к Порядку
создания (объявления) особо охраняемых
природных территорий регионального значения
Республики Крым

СТРУКТУРА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ
СОЗДАНИЯ (ОБЪЯВЛЕНИЯ) ООПТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Краткое физико-географическое описание местоположения участка и его размещение в системе административного деления Республики Крым, природно-экологические и социально-экономические характеристики территории; комплексная оценка территории.
1.2. Обоснование необходимости создания ООПТ и варианты ее размещения.
1.3. Площадь создаваемой ООПТ.
1.4. Описание границ.
1.5. Перечень земельных участков по категориям и их площадь.
1.6. Перечень землевладельцев и землепользователей земельных участков.
1.7. Предложения по режиму охраны и использованию.
1.8. Предложения по управлению территорией и порядок финансирования.
1.9. Проекты положений создаваемой ООПТ и ее охранной зоны.

II. ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

2.1. Географическое положение.
2.2. Геологическое строение и рельеф.
2.3. Климат.
2.4. Гидрографическая сеть. Поверхностные воды.
2.5. Почвенный покров.
2.6. Растительность и флора.
2.7. Фауна наземных позвоночных.
2.8. Ихтиофауна рек и озер.
2.9. Ландшафтно-экологический анализ территории.

III. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ТЕРРИТОРИИ

3.1. История освоения территории.
3.2. Уклад жизни. Занятия.
3.3. Поселения и архитектура.

IV. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

4.1. Население, хозяйственная освоенность, землепользователи.
4.2. Сельское хозяйство и традиционное природопользование.
4.3. Лесное хозяйство и лесоэксплуатация.

V. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТОВ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ

5.1. Оценка природоохранной значимости территории:
5.1.1. Наличие редких и исчезающих видов (оценивается состав и численность видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, определяется роль данной территории для охраны этих видов).
5.1.2. Наличие видов, имеющих существенную хозяйственную и/или социальную значимость (оценивается состав и численность ценных охотничье-промысловых видов животных, особо ценных лекарственных растений и т.д.).
5.1.3. Наличие постоянных или регулярных массовых скоплений животных (крупных колониальных гнездовий, мест концентрации линных птиц, скоплений птиц на пролете, миграционных скоплений копытных и т.д.).
5.1.4. Уровень ландшафтного разнообразия (богатство и разнообразие представленных ландшафтных подразделений различного ранга).
5.1.5. Наличие и распространение малонарушенных природных комплексов.
5.1.6. Наличие исчезающих, редких и уникальных сообществ и экосистем.
5.1.7. Наличие географических объектов, оказывающих существенное влияние на экологическую обстановку в регионе (наличие и значимость экосистем, ландшафтных подразделений и отдельных географических объектов и истоков важных для региона рек, определяющих гидрологический режим прилегающих территорий и т.д.).
5.1.8. Наличие редких и уникальных объектов неживой природы (пещер и иных уникальных форм рельефа, выходов редких горных пород, проявлений редких минералов и т.д.).
5.2. Оценка историко-культурного наследия территории.
5.3. Социально-экономическая оценка, традиционное природопользование.
5.4. Оценка антропогенных факторов и современного состояния территории.
5.5. Оценка рекреационных ресурсов и возможностей их использования, в том числе:
5.5.1. Наличие природных объектов особой познавательной ценности (наиболее характерные природные сообщества, объекты, наглядно иллюстрирующие важнейшие геологические, географические и экологические процессы и закономерности и др.).
5.5.2. Наличие природных объектов особой эстетической ценности (живописные ландшафты, скопления диких животных, уникальные памятники архитектуры, места религиозного поклонения и т.д.).
5.6. Оценка устойчивости природных комплексов.
5.7. Комплексная оценка ландшафтов.

VI. ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ГРАНИЦ

6.1. Обоснование границ по экологическим основаниям.
6.2. Анализ вариантов границ с учетом экономических факторов.
6.3. Охранная зона.
6.4. Границы и состав земель.





Приложение 2
к Порядку
создания (объявления) особо охраняемых
природных территорий регионального значения
Республики Крым

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИХ ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЯЕМУЮ
В ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ СОЗДАНИЯ (ОБЪЯВЛЕНИЯ)
ООПТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Обязательный перечень:
1. Местоположение участка в системе административного деления территории (физико-географическая карта с указанием границ участка и административных образований, близлежащих населенных пунктов).
2. Положение участка в системе ООПТ региона.
3. Схема землепользования территории (собственники, арендаторы земельных участков и т.д.).
4. Функциональное зонирование территории.
Дополнительно могут быть представлены карты:
4.1. Основные типы рельефа.
4.2. Основные типы ландшафта.
4.3. Типы растительности.
4.4. Распространение таксонов, занесенных в Красную книгу РФ, МСОП и Красную книгу Республики Крым (с указанием мест обитания (произрастания) представителей указанных таксонов).
4.5. Памятники историко-культурного наследия.
4.6. Экологическое состояние и степень нарушенности территории.
4.7. Уникальные природные объекты и комплексы.
4.8. Туристические маршруты и др.
Картографический материал включает картосхемы создаваемой ООПТ и ее охранной зоны (в случае необходимости) с указанием категорий земель, границ ООПТ, точек поворота и земельных участков землевладельцев и землепользователей, а также, в случае необходимости, другие тематические карты, иллюстрирующие сведения, представленные в описательной части эколого-экономического обоснования.


------------------------------------------------------------------