Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 по делу N А83-1072/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" и недействующим Постановления Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 N 496-1/15 "О внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2015 г. по делу № А83-1072/2015

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2015 года.
Полный текст решения изготовлен "05" июня 2015 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.О.,
при участии представителей сторон:
от заявителя - З.Ж. представитель по доверенности от 20.03.15
от Государственного совета Республики Крым - Л.М. представитель по доверенности от 10.12.14 № 28-50/199
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - А.А. представитель по доверенности от 31.12.14 № 65-Д
от Совета министров Республики Крым - Т.С. представитель по доверенности от 15.12.2014 № 01-01-/3505,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы заявления
Общества с ограниченной ответственностью "УКРЫБСЕРВИС"
к Государственному Совету Республики Крым,
при участии заинтересованных лиц - Совета министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым,
о признании недействительным постановления,

установил:

31.03.2015 в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "УКРЫБСЕРВИС" о признании недействительным постановления Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 № 496-1/15 в части дополнения п. 232 приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 03.04.2015 возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2015 привлечено к участию в деле в качестве заинтересованных лиц - Совет министров Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым; предварительное судебное заседание отложено.
В предварительном судебном заседании от 13.05.2015 суд перешел на стадию судебного разбирательства. Судом принято заявление об уточнении требований, согласно которого заявитель просит признать постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в редакции постановления Государственного Совета Республики Крым № 496-1/15 от 27.02.2015 в части дополнения п. 232 приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" недействительным; признать постановление Государственного Совета Республики Крым № 496-1/15 от 27.02.2015 недействительным.
Определением от 13.05.2015 судебное разбирательство отложено.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "УКРРЫБСЕРВИС" заявил устное ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к делу.
Представитель Государственного Совета РК заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представитель заявителя испросил у суда время для ознакомления с представленными документами.
В судебном заседании объявлен перерыв на 20 минут.
После продолжения судебного заседания представитель Совета министров Республики Крым представил суду письменные пояснения по делу.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым представил суду письменные пояснения по делу.
Письменные пояснения сторон приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании объявлен перерыв.
После продолжения судебного заседания представитель заявителя поддержал свои требования в полном объеме.
Представитель Государственного Совета Республики Крым просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Совета министров Республики Крым просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иных ходатайств от сторон не последовало.
Как усматривается из материалов дела, 30.04.2014 Государственный Совет Республики Крым принял Постановление № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым в пункте 1 установил, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
03.09.2015 Государственный Совет Республики Крым принял постановление № 2474-6/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", согласно которому пункт 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению". Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению № 2085-6/14.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 № 496-1/15 в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения, в частности, Приложение к данному постановлению дополнено пунктом 232 следующего содержания: "232. Нежилое здание - склад ген. грузов лит. "М", расположенное по адресу: г. Керчь, ул. Свердлова, 49".
Общество с ограниченной ответственностью "УКРЫБСЕРВИС" возражает против включения в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, недвижимое имущество, находящееся по адресу: г. Керчь, ул. Свердлова, 49, поскольку считает, что это имущество является собственностью не государства Украины, ни бесхозным, а собственностью общества, подтверждая право собственности договором купли-продажи от 10.12.2004 (реестр. номер 5487), согласно которого ООО "Спарк" (Продавец) продало, а ООО "Укррыбсервис" (Покупатель) купило нежилое строение, расположенное по адресу: г. Керчь, ул. Свердлова, 49 (л.д. 28 - 30).
Частично оспаривая пункт 1 принятого Государственным Советом Республики Крым Постановления от 30.04.2014 № 2085-6/14 в редакции Постановления от 27.02.2015 заявитель указывает на то, что регистрация права собственности общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" произведена в установленном порядке и подтверждается извлечением о регистрации права собственности на недвижимое имущество номер 5800047 от 11.12.2004, регистрационный номер 630179, номер записи 13 в книге 136 (л.д. 27).
Таким образом, заявитель настаивает на том, что приняв оспариваемый пункт Постановления государственный орган нарушил его права собственника и имущество, принадлежащее обществу на праве частной собственности, неправомерно включено в перечень объектов которые учитываются как собственность Республики Крым, что и послужило основанием для обращения общества с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту прав и свобод.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляется компетентным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Таким образом, ненормативные акты или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма" Верховная Рада Автономной Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года, которое показало, что народы Крыма высказались за вхождение в состав России и, следовательно, за выход из состава Украины и за создание независимого государства, руководствуясь Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта 2014 года и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года, провозглашено независимое суверенное государство - Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Пунктом 8 вышеуказанного Постановления установлено, что Республика Крым в лице Верховной Рады Автономной Республики Крым обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1747-6/14 "Об уполномоченных на подписание межгосударственного договора" Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым К.В. и Председатель Совета министров Автономной Республики Крым А.С. были уполномочены подписать межгосударственный договор о принятии Республики Крым и города с особым статусом Севастополя в Российскую Федерацию.
Частью 2 статьи 9 Договора установлено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Постановлением от 17 марта 2014 года № 1746-6/14 "О представительном органе Республики Крым" Государственный Совет Республики Крым определил, что в связи с выходом из состава Украины и провозглашением Республики Крым независимым государством именовать представительный орган Республики Крым Государственным Советом Республики Крым - Парламентом Республики Крым со дня провозглашения независимости Республики Крым.
В соответствии с пунктами 1 - 3 Постановления Государственного Совета от 17 марта 2014 года № 1748-6/14 "О правопреемстве Республики Крым" с момента провозглашения Республики Крым как независимого суверенного государства, высшим органом власти Республики Крым является Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым в депутатском составе шестого созыва Верховной Рады Автономной Республики Крым, со сроком полномочий до сентября 2015 года.
До принятия Конституции Республики Крым на территории Республики Крым действовала Конституция Автономной Республики Крым 1998 года. При этом, нормативно-правовые и иные акты органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым, принятые до провозглашения Республики Крым независимым суверенным государством, являются действующими на территории Республики Крым и соответствующих регионов в части, не противоречащей интересам Республики Крым.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым от 1998 года к компетенции Верховной Рады Автономной Республики Крым относится принятие Конституции Автономной Республики Крым и представление ее на утверждение Верховной Рады Украины, нормативных правовых актов, внесение в установленном порядке изменений и дополнений в них, разъяснение порядка их применения; определение порядка и обеспечение контроля за исполнением Конституции Автономной Республики Крым и нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым в пределах ее компетенции.
Согласно статье 75 Конституции Республики Крым от 2014 года к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, внесение в них изменений; толкование Конституции Республики Крым, законов Республики Крым; принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений.
Указанное выше свидетельствует о том, что согласно нормативных правовых актов Республики Крым, компетенция на принятие которых подтверждена вышеназванным Договором, высший представительный орган Автономной Республики Крым фактически был переименован в Государственный Совет Республики Крым, и став представительным (в последующем законодательным) органом Республики Крым, сохранил ряд полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, в том числе по внесению изменений, дополнений, отмене актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и признанию их утратившими силу.
Статьей 95 Конституции Республики Крым установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных действующей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ).
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Указанной выше нормой законодательно закреплено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым действуют на территории Республики до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым, что фактически подтверждает полномочия органов государственной власти Республики Крым, в том числе Государственного Совета Республики Крым, на внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты Автономной Республики Крым, признание их утратившими силу и отмену этих актов, актами органов государственной власти Республики Крым.
При этом, статьей 75 Конституции Республики Крым закреплено, что к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений.
Согласно ч. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирован ФЗ от 30.03.1998 № 54-ФЗ) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Таким образом, вышеуказанным актом предусмотрена возможность принудительного лишения имущества в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 31.12.2014) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) До 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК (ред. от 20.01.2015) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу через десять дней после официального опубликования Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 72-ЗРК/2015).
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Соответственно, учитывая вышеизложенное, следует признать факт того, что, принимая оспариваемое постановление, Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему действующим на тот момент законодательством полномочий.
Таким образом, основания для удовлетворения требований, заявленных в рамках данного дела, у суда отсутствуют.
Все доводы заявителя рассмотрены судом, и не могут является основаниями для удовлетворения заявленных требований.
Следует также отметить, что Общество с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" не лишается возможности обратиться с иском о возмещении вреда, причиненного вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) и представлять соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя судебные расходы по государственной пошлине на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Руководствуясь 167 - 170, 197 - 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Крым

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "УКРЫБСЕРВИС" отказать.
Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в порядке ст. 257 АПК РФ в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.

Судья
М.П.АВДЕЕВ


------------------------------------------------------------------