Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2015 по делу N А83-538/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими постановления Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 N 14 "О вопросах управления имуществом" и распоряжения Государственного комитета по рыболовству Республики Крым от 22.01.2015 N 7 "О назначении временной администрации в Частное акционерное общество "Югрыбхолод">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу № А83-538/2015

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен "28" апреля 2015 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.,
при участии представителей сторон:
от заявителя - не явился
от Государственного комитета по рыболовству Республики Крым - К. - главный специалист, представитель по доверенности от № 1 от 26.02.2015,
от Совета Министров Республики Крым - Т. представитель по доверенности от 15.12.14 № 01-01/3505,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы заявления
Частного акционерного общества "Югрыбхолод"
к Совету Министров Республики Крым
к Государственному комитету по рыболовству Республики Крым
о признании недействительными постановления и приказа,

установил:

02.02.2015 в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление Частного акционерного общества "Югрыбхолод" о признании недействительными постановления Совета Министров Республики Крым № 14 от 21.01.2015 и приказа Государственного комитета по рыболовству Республики Крым № 07 от 22.01.2015.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 17.02.2015 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2015 предварительное судебное заседание отложено.
В предварительном судебном заседании от 26.02.2015 суд перешел на стадию судебного разбирательства.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2015 судебное разбирательство отложено.
Представитель Частного акционерного общества "Югрыбхолод" в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.
Представители Совета министров Республики Крым и Государственного комитета по рыболовству Республики Крым считают возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель Государственного комитета по рыболовству Республики Крым заявил устное ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Суд удовлетворил ходатайство, документы приобщены судом к материалам дела.
Других дополнений и ходатайств от представителей сторон не поступило.
В судебных прениях представитель Совета министров Республики Крым возражал в удовлетворении заявленных требований полном объеме.
Представитель Государственного комитета по рыболовству Республики Крым также возражал в удовлетворении заявленных требований полном объеме.
Иных ходатайств от сторон не последовало.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 № 14 "О вопросах управления имуществом", по предложению Государственного комитета по рыболовству Республики Крым принято решение согласиться с предложением Государственного комитета по рыболовству Республики Крым о выкупе имущества (строения холодильника лит. "Ч - Ч1" с оборудованием), расположенного по адресу: 298320 г. Керчь, ул. Свердлова, 49, Частного акционерного общества "Югрыбхолод" (код ЕГРПОУ 33223835); применить до завершения процедуры выкупа имущества процедуру назначения временной администрации по управлению Частным акционерным обществом "Югрыбхолод"; Государственному комитету по рыболовству Республики Крым: совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществить необходимые мероприятия, связанные с выкупом для нужд Республики Крым имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в том числе определением порядка работы временной администрации, персонального состава временной администрации, уведомлением собственника имущества о принятии решения о выкупе имущества, а также другие мероприятия, направленные на обеспечение стабильного функционирования Частного акционерного общества "Югрыбхолод"; проинформировать Совет министров Республики Крым о выполнении настоящего постановления до 10 февраля 2015 года.
Во исполнение данного постановления Государственный комитет по рыболовству издал приказ № 07 от 22.01.2015 "О назначении временной администрации в Частное акционерное общество "Югрыбхолод".
Не согласившись с указанным постановлением и приказом, Частное акционерное общество "Югрыбхолод" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными вышеуказанных постановления и приказа.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, возражения заинтересованных лиц, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон № 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно ст. 23 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом, действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 3 ст. 7 Конституции Республики Крым (далее - Конституция) установлено, что органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 Конституции Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
В силу ч. 6 ст. 81 Конституции Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 83 Конституции установлено, что Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (ст. 84 Конституции).
Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 06.08.2014 № 242 (далее - регламент).
Согласно части 3 статьи 7 ФКЗ-6 Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
8 августа 2014 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон № 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым", который определяет механизм выкупа для нужд Республики Крым имущества, расположенного на территории Республики Крым и принадлежащего на праве собственности физическим или юридическим лицам (далее - имущество).
В соответствии со ст. 1 Закона № 47-ЗРК действие настоящего Закона распространяется на общественные отношения, связанные с выкупом имущества для нужд Республики Крым. Выкуп имущества в соответствии с настоящим Законом осуществляется в случаях, связанных: с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым; с необходимостью обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности; с необходимостью эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств. Выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества. Размер возмещения устанавливается Советом министров Республики Крым на основании отчета об оценке, подготовленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 2 Закона № 47-ЗРК).
Согласно ст. 3 Закона № 47-ЗРК перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.
Абзацами 4, 5 статьи 5 Закона № 47-ЗРК установлено, что собственник выкупаемого имущества считается уведомленным со дня опубликования информации в средствах массовой информации. Для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией.
Как предусмотрено статьей 7 данного закона выкупленное имущество переходит в собственность Республики Крым. Орган управления выкупленным имуществом определяется Советом министров Республики Крым.
Таким образом, указанным законом Совету министров РК предоставлены полномочия по принятию решения о выкупе имущества по предложению уполномоченных органов, по принятию решения о применении процедуры назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией, по определению порядка и сроков осуществления выкупа имущества.
Путем системного анализа вышеуказанных норм суд пришел к выводу, что постановление принято Советом министров Республики Крым в пределах его компетенции. Таким образом, доводы заявителя о незаконности постановления Совета министров не соответствуют действительности.
Что касается признания недействительным приказа Государственного комитета по рыболовству Республики Крым № 07 от 22.01.2015, суд указывает следующее.
В соответствии с п. 1 положения о Государственном комитете по рыболовству Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 165, Государственный комитет по рыболовству Республики Крым (далее - Госкомрыболовства Республики Крым) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым по охране, контролю (надзору) и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим государственную политику и государственное управление в области использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов (рыб и других водных животных, водных растений) и развития рыбного хозяйства, нормативно-правовое регулирование в указанной сфере, функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом, находящимся в его ведении, а также координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым в указанной сфере.
Пунктом 1.2 Положения утверждено, что Госкомрыболовства Республики Крым руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также настоящим Положением.
В соответствии с п. 1.8 Госкомрыболовство Республики Крым в своей деятельности подконтрольно и подотчетно Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Согласно п. 5.3 Председатель Госкомрыболовства Республики Крым издает приказы, имеющие распорядительный и нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Госкомрыболовства Республики Крым - приказы ненормативного характера.
Исходя из вышеизложенного следует, что оспариваемый приказ Госкомрыболовства Республики Крым принят в рамках своей компетенции уполномоченным лицом во исполнение постановления Совета Министров Республики Крым и полностью соответствует Закону № 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым".
Учитывая вышеизложенное, поскольку обжалуемые постановление и приказ приняты Советом министров Республики Крым и Госкомрыболовства Республики Крым в пределах своих полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, спорные ненормативные правовые акты не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения требований, заявленных в рамках данного дела, у суда отсутствуют.
Все доводы заявителя рассмотрены судом, и не могут является основаниями для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь 167 - 170, 197 - 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Крым

решил:

В удовлетворении заявления Частного акционерного общества "Югрыбхолод" к Совету Министров Республики Крым и Государственному комитету по рыболовству Республики Крым о признании недействительными постановления и приказа отказать.
Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в порядке ст. 257 АПК РФ в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.

Судья
М.П.АВДЕЕВ


------------------------------------------------------------------