Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.03.2015 по делу N А83-3484/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 N 1061-р "О ликвидации Государственного предприятия "Издательство и типография "Таврида">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. по делу № А83-3484/2014

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2015 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Е.Г., рассмотрев материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Печатный дом "Таврида" (ул. Генерала Васильева, 44, г. Симферополь, Республика Крым, 295000; ул. Дыбенко, 20, кв. 2, г. Симферополь, Республика Крым, 295000)
к ответчику - Совету Министров Республики Крым (просп. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика:
Государственного предприятия "Издательство и типография "Таврида" (ул. Генерала Васильева, 44, г. Симферополь, Республика Крым, 295000);
Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым (ул. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
о признании ненормативного правового акта недействительным
при участии:
от заявителя - А.Э.Ш. (доверенность от 05.01.2015 б/н);
от ответчика - С.И.В. (доверенность от 19.01.2015 № 1/01-58/96);
от третьего лица - 1 - Д.А.А. (доверенность от 16.12.2014 б/н);
от третьего лица - 2 - не явился.

установил:

27.11.2014 Общество с ограниченной ответственностью "Печатный дом "Таврида" (далее - заявитель, ООО "Печатный дом "Таврида") обратилось в Хозяйственный суд Республики Крым с требованием к Совету Министров Республики Крым (далее - ответчик) о признании недействительным в полном объеме распоряжения от 21.10.2014 № 1061-р "О ликвидации Государственного предприятия "Издательство и типография "Таврида" (далее - распоряжение). Кроме того, заявитель просит судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, возложить на ответчика.
Заявитель свои требования обосновывает положениями ст. 61, ч. 3 ст. 62, ч. ч. 2 - 3, ч. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и указывает, что спорное распоряжения противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, так как последнее принято Советом министров Республики Крым с превышением своих полномочий, поскольку органов, в ведении которого находится ликвидируемое предприятие, является Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым. Кроме того, в обжалуемом постановлении отсутствуют порядок и сроки проведения ликвидационной процедуры. В Единый государственный реестр юридических лиц не внесена соответствующая запись о начале и окончании процедуры ликвидации, что привело к грубому нарушению прав ООО "Печатный дом "Таврида" как кредитора ликвидируемого предприятия.
21.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика судом привлечены ГП "Издательство и типография "Таврида", Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым (далее - Минсвязи), о чем вынесено соответствующее определение.
Во время судебного заседания заявитель доводы, изложенные в заявлении (л.д. 12 - 17), поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 75 - 80). Отметил, что ГП "Издательство и типография "Таврида" в силу положений ст. 17 Закона Республики Крым от 08.08.2014 № 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" является предприятием, учрежденным Республикой Крым. В свою очередь, Совет министров Республики Крым на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 Конституции Республики Крым осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым, принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений. Таким образом, утверждения заявителя о том, что распоряжение принято Советом министров Республики Крым с превышением полномочий являются несостоятельными. Кроме того, установление порядка и сроков проведения ликвидации, внесение сведений о начале ликвидационной процедуры в единый государственный реестр юридических лиц совершается после принятия решения о ликвидации. Распоряжение является основанием для начала процедуры ликвидации и все действия, которые подлежат совершению после его вынесения, не могут влиять на его законность или правомочность.
Представитель ГП "Издательство и типография "Таврида" во время судебного заседания поддержал правовую позицию, изложенную в письменных объяснениях на заявление (л.д. 89 - 95) и аналогичную позиции ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушал пояснения участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 12.09.2014 № 930-р "Об отнесении предприятия к ведению Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым" ГП "Издательство и типография "Таврида" отнесено к ведению Минсвязи (л.д. 35).
21.10.2014 Советом министров Республики Крым издано распоряжение "О ликвидации ГП "Издательство и типография "Таврида" № 1061-р (далее - распоряжение, л.д. 32 - 33), которым, в частности, ликвидировано ГП "Издательство и типография "Таврида", а также создана ликвидационная комиссия ГП "Издательство и типография "Таврида".
В соответствии с приложением к распоряжению утвержден следующий состав ликвидационной комиссии ГП "Издательство и типография "Таврида": И.А.Л. - председатель ликвидационной комиссии, Д.А.В., К.А.С. - члены комиссии.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.11.2014 № 1212-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым" изменен состав ликвидационной комиссии ГП "Издательство и типография "Таврида". Так, председателем комиссии назначена М.О.В., членами комиссии - К.В.Л., П.Е.В., К.А.С. (л.д. 51).
Заявитель, полагая, что Советом министров Республики Крым при принятии распоряжения нарушены его права и законные интересы, обратился в суд с данным заявлением.
Учитывая вышеизложенное, всесторонне и полно выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, суд считает, что в удовлетворении заявления необходимо отказать по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон № 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно ст. 23 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом, действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 3 ст. 7 Конституции Республики Крым (далее - Конституция) установлено, что органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
Пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" от 17.03.2014 № 1745-6/14 (далее - постановление) предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии с п. 5 постановления все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01.01.2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Закона Республики Крым от 08.08.2014 № 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" (далее - Закон № 46-ЗРК).
Учитывая изложенное, ГП "Издательство и типография "Таврида" с 18.03.2014 является предприятием, учрежденным Республикой Крым.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 Конституции Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
В силу ч. 6 ст. 81 Конституции Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 83 Конституции установлено, что Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (ст. 84 Конституции).
Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 06.08.2014 № 242 (далее - регламент).
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 46-ЗРК Совет министров Республики Крым, в частности, управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим законом и законодательством Республики Крым; принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, утверждает их уставы; принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона № 46-ЗРК.
В соответствии со ст. ст. 83, 84 Конституции, ст. ст. 28, 41 Закона Республики Крым "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Законом № 46-ЗРК Советом министров Республики Крым было принято распоряжение, которым было определено ликвидировать ГП "Издательство и типография "Таврида", создана ликвидационная комиссия в составе согласно приложению к распоряжению; ликвидационной комиссии поручено обеспечить проведение мероприятий, связанных с ликвидацией ГП "Издательство и типография "Таврида" и высвобождением работников, проинформировать о результатах выполнения поручения до 31.12.2014.
В свою очередь, порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 - 65 ГК РФ.
Совет министров Республики Крым как уполномоченный Конституцией и законами Республики Крым орган осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым, принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 12.09.2014 № 930-р "Об отнесении предприятия к ведению Министерства внутренней политики, информации и связи" ГП "Типография и издательство "Таврида" отнесено к ведению Минсвязи.
Минсвязи, действующее на основании положения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 154, не наделено правом принимать решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий, учредителем которых является Республика Крым.
Учреждение, реорганизация и ликвидация предприятий, учредителем которых является Республика Крым, относится к полномочиям Совета министров Республики Крым.
Путем системного анализа вышеуказанных норм суд пришел к выводу, что распоряжение принято Советом министров Республики Крым в пределах его компетенции. Таким образом, доводы заявителя о превышении Советом министров полномочий при вынесении постановления являются необоснованными.
Одновременно заявителем в качестве оснований для признания распоряжения недействительным указаны неустановление порядка и сроков ликвидации и невнесение сведений о начале ликвидационной процедуры в единый государственный реестр юридических лиц, вследствие чего грубо нарушаются права последнего как кредитора ликвидируемого предприятия.
Однако суд отмечает, что вышеуказанные действия совершаются после принятия решения о ликвидации и направлены на исполнение последнего. При этом распоряжение является основанием для начала осуществления процедуры ликвидации и все мероприятия, подлежащие осуществлению после его вынесения, не могут влиять на законность самого распоряжения.
Между тем, в силу положений ст. 63 ГК РФ сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами публикует в средствах массовой информации ликвидационная комиссия.
Распоряжение является решением уполномоченного органа о ликвидации юридического лица, после принятия которого кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе реализовать свои права путем заявления требований в установленные ликвидационной комиссией сроки и порядке.
Распоряжение не нарушает прав и законных интересов заявителя как кредитора ликвидируемого предприятия, поскольку не лишает последнего права заявить свои требования как кредитора ликвидационной комиссии.
Кроме того нормами ГК РФ предусмотрены порядок и способы защиты прав кредиторов после принятия решения уполномоченным лицом о ликвидации юридического лица.
Учитывая вышеизложенное, поскольку распоряжение принято Советом министров Республики Крым в пределах своих полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, спорное распоряжение не нарушает прав и законных интересов ООО "Издательство и типография "Таврида", в связи с чем основания для удовлетворения требований, заявленных в рамках данного дела, у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Печатный дом "Таврида" о признании недействительным в полном объеме распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 № 1061-р "О ликвидации Государственного предприятия "Издательство и типография "Таврида" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья
С.О.ЛУКАЧЕВ


------------------------------------------------------------------