Постановление Совета министров Республики Крым от 31.03.2015 N 148 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Республики Крым при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"



СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. № 148

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, законами Республики Крым от 9 декабря 2014 года № 25-ЗРК/2014 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 22 января 2015 года № 74-ЗРК/2015 "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Республики Крым при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК





Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 31.03.2015 № 148

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Республики Крым, а также порядок взаимодействия и обеспечения сил и средств, участвующих в этих работах.
1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) проводятся с целью спасения и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
1.3. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

2. Организация управления аварийно-спасательными
и другими неотложными работами при ликвидации
чрезвычайных ситуаций

2.1. Управление при организации и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в целенаправленной деятельности органов управления территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым (далее - ТСЧС) по подготовке и руководству силами и средствами для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (очагах) поражения (заражения).
2.2. Состав органов управления, осуществляющих руководство и координацию сил и средств ТСЧС, определяется Положением о ТСЧС.
2.3. Организация управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами при ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений для принятия решения на проведение аварийно-спасательных работ;
- принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.4. Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации (далее - решение) является основой управления. Принимает и организует выполнение решения руководитель органа управления.
Решение включает в себя основные элементы:
- краткие выводы из оценки обстановки;
- задачи подчиненным аварийно-спасательным службам (формированиям);
- меры безопасности;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств в зоне чрезвычайной ситуации.

3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

3.1. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ предусматривает проведение следующих мероприятий:
- разведку в интересах проведения указанных работ;
- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне чрезвычайной ситуации;
- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения;
- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне чрезвычайной ситуации;
- организацию связи в зоне чрезвычайной ситуации;
- охрану общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации;
- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации чрезвычайной ситуации.
3.2. Содержание аварийно-спасательных работ:
- ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
- локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
- розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
- подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
- оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
- санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.
3.3. Содержание других неотложных работ:
- прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
- локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
- ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
3.4. Объем и условия проведения АСДНР зависят от масштабов чрезвычайной ситуации.
В зависимости от объема работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекаются различные силы и средства в количестве, обеспечивающем непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.
3.5. В целях выполнения задач по проведению АСДНР создаются группировки сил.
К силам и средствам ТСЧС относятся специально подготовленные силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органов местного самоуправления), организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6. В состав сил и средств каждого уровня ТСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 (трех) суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.7. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Республики Крым осуществляет Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований в Республике Крым осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
3.8. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
3.9. Специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
3.10. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.
Первый эшелон предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.
Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.
Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.
Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.
Состав эшелонов и смен определяется исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.
3.11. Задачи при ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняются поэтапно (три этапа) в определенной последовательности и в максимально короткие сроки.
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и населения о чрезвычайной ситуации.
На втором этапе основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют или затрудняют проведение АСДНР.
В целях обеспечения непрерывного проведения работ смена работающего личного состава производится непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования при необходимости передается личному составу, прибывшему на смену.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжения объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжению продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного производственного персонала и населения.
Одновременно с этими работами начинаются работы по восстановлению функционирования объектов экономики.
3.12. Непосредственно порядок организации и технологии ведения различных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется наставлениями, инструкциями, алгоритмами действий и другими руководящими и методическими документами, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
3.13. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.13.1. Руководитель аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации, определенных Положением о ТСЧС.
3.13.2. Решения руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
3.13.3. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций в части руководства работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций и навязывать свои решения, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
3.13.4. Полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Положением о ТСЧС и соответствующими положениями о районных (городских) звеньях территориальной подсистемы Республики Крым.
3.13.5. В необходимых случаях к ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специалисты соответствующего профиля из научно-исследовательских и других организаций, расположенных на территории Республики Крым, а также других регионов для разработки рекомендаций по наиболее эффективным и безопасным способам ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Специалисты поступают в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
3.13.6. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут действовать согласно рекомендациям должностных лиц специализированных организаций, однако это не снимает с них ответственности за правильное и своевременное ведение аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.13.7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию должностных лиц органов управления ТСЧС, органов местного самоуправления, руководителей организаций о принятых ими вследствие крайней необходимости решениях, влияющих на нормальные условия жизнедеятельности.
3.13.8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ либо других случаях руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
3.14. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.15. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
3.16. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях во время проведения АСДНР не допускается.

4. Организация обеспечения и взаимодействия в ходе
выполнения аварийно-спасательных
и других неотложных работ

4.1. Обеспечение в ходе выполнения АСДНР проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными видами обеспечения являются:
- инженерное;
- медицинское;
- противопожарное;
- радиационное и химическое;
- транспортное;
- дорожное;
- материальное;
- техническое;
- финансовое;
- метрологическое;
- гидрометеорологическое.
4.1.1. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.1.2. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.1.3. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся пожарами.
4.1.4. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.
4.1.5. Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
4.1.6. Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения сил и населения.
4.1.7. Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.1.8. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.1.9. Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.1.10. Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Взаимодействие в ходе проведения АСДНР организуется с целью обеспечения наиболее эффективного и полного использования возможностей сил и средств, выполнения ими поставленной задачи в возможно короткие сроки и с наименьшими потерями.
4.2.1. Взаимодействие организуется между штатными подразделениями аварийно-спасательных служб и формирований, а также с соответствующими местными органами управления, другими формированиями по задачам, способам их выполнения, объектам, участкам работ и времени в интересах подразделений и формирований, выполняющих основную задачу - спасение людей.
4.2.2. При организации взаимодействия аварийно-спасательных формирований между собой и специальными подразделениями других ведомств:
- уточняются границы объектов работ каждого аварийно-спасательного формирования;
- устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
- согласовывается по времени и месту сосредоточение усилий при совместном выполнении особо сложных работ;
- определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
- устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.

5. Содействие аварийно-спасательным службам
и аварийно-спасательным формированиям
в осуществлении их деятельности

5.1. Органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и принадлежности обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
5.2. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в речных портах независимо от их принадлежности и форм собственности.

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК


------------------------------------------------------------------