Распоряжение Совета министров Республики Крым от 07.07.2015 N 603-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Крым на период до 2017 года"



СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 июля 2015 г. № 603-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 33, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым":

Утвердить Стратегию действий в интересах детей в Республике Крым на период до 2017 года.

Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК





Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 07.07.2015 № 603-р

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

I. ВВЕДЕНИЕ

Стратегия действий в интересах детей в Республике Крым на период до 2017 года (далее - Стратегия) определяет основные направления и задачи деятельности органов государственной власти Республики Крым и государственных учреждений Республики Крым в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Необходимость разработки Стратегии вызвана наличием существующих проблем в сфере охраны материнства и детства, необходимостью обеспечения государственных гарантий по созданию условий для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения, формирования комфортной и доброжелательной среды для жизни детей, обеспечения благополучного и защищенного детства в Республике Крым.
Стратегия основывается на Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, федеральных законах, законах Республики Крым и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Крым.
В Республике Крым проводится последовательная работа по реализации и обеспечению государственных гарантий по созданию условий для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения, защите прав материнства и детства. Приняты следующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения прав детей, образования, семейной политики:
Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 58-ЗРК "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым";
Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 62-ЗРК "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым";
Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 63-ЗРК "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым";
Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 года № 75-ЗРК "Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым";
Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 39-ЗРК/2014 "О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым";
Закон Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым";
постановление Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 305 "Об утверждении Концепции демографического развития Республики Крым на период до 2025 года";
постановление Совета министров Республики Крым от 11 сентября 2014 года № 335 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Программа модернизации здравоохранения Республики Крым на 2014 - 2015 годы";
постановление Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 425 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы Республики Крым, направленные на повышение эффективности образования и науки";
постановление Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года № 650 "Об утверждении Государственной программы ликвидации существующего дефицита мест в дошкольных образовательных организациях Республики Крым на 2015 - 2017 годы";
постановление Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года № 651 "Об утверждении Государственной программы развития образования и науки в Республике Крым на 2015 - 2017 годы";
постановление Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года № 653 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Молодежь Крыма" на 2015 - 2017 годы";
постановление Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 683 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям";
постановление Совета министров Республики Крым от 3 февраля 2015 года № 21 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
постановление Совета министров Республики Крым от 13 мая 2015 года № 266 "Об утверждении Государственной программы улучшения социально-экономического положения семей с детьми в Республике Крым на 2015 - 2017 годы";
распоряжение Совета министров Республики Крым от 10 сентября 2014 года № 907-р "Об утверждении Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Республике Крым на 2015 год";
распоряжение Совета министров Республики Крым от 9 апреля 2015 года № 303-р "Об утверждении Плана мероприятий по повышению рождаемости в Республике Крым на 2015 - 2018 годы";
распоряжение Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 406-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Крым";
распоряжение Совета министров Республики Крым от 25 мая 2015 года № 439-р "Об утверждении комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2015 году".
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции: снижение естественной убыли населения, увеличение рождаемости, снижение материнской, младенческой и детской смертности, повышение доступности квалифицированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологической, улучшение социально-экономического положения семей с детьми, повышение доступности образования и медицинской помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличение числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем существуют негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: низкий темп снижения количества детей-инвалидов, рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании. Особую обеспокоенность вызывают суициды несовершеннолетних.
Стратегия является основой для разработки программ и планов мероприятий в сфере охраны прав детства, служит ориентиром для органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в Республике Крым.

1. Основные проблемы в сфере детства

Современное социальное положение детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них - здоровье, образование, отношение к детям, к семье, доступ к социальным услугам, наличие комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, благоприятные условия для развития и социализации, материальное благосостояние.
Несмотря на благоприятные тенденции улучшения положения детей, развившиеся в последние годы, в Республике Крым сохраняют свою остроту следующие проблемы: относительно высокий риск малообеспеченности при рождении детей в многодетных и неполных семьях; значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; девиантное поведение в подростковой среде; значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства; насилие в отношении детей; недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав; негативное влияние на несовершеннолетних компьютерных технологий, неконтролируемого контента информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикаций в средствах массовой информации.
Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества Республики Крым принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для улучшения положения детей и их защиты.

II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

1. Краткий анализ ситуации

Вопросы реализации демографической и семейной политики являются одними из приоритетных направлений деятельности Совета министров Республики Крым.
Демографические показатели являются индикативными показателями уровня жизни населения и характеризуют развитие Республики Крым.
Численность населения Республики Крым на начало 2014 года составила 1967,2 тыс. человек, из которых 62,7% - городское население, 37,3% - сельское.
В Республике Крым отмечается старение населения - снижается удельный вес детей и увеличивается доля населения старших возрастов. Доля детей составляет 15,8%, населения в трудоспособном возрасте - 58,8%, старше трудоспособного возраста - 25,4%, что говорит о регрессивном типе возрастной структуры населения.
Главные проблемы современной демографической ситуации в Республике Крым: низкая рождаемость, старение населения, кризис семьи. В связи с этим приоритетными направлениями демографической политики являются повышение уровня рождаемости путем популяризации ценностей семьи, материнства и детства; использование стимулирующих мер, направленных на повышение качества медицинского обслуживания матерей и детей, поддержку семей с детьми, многодетных семей.
Проблемы социального сиротства, безнадзорности, жестокого обращения с детьми не могут быть решены без усиления профилактической направленности социальной работы. Технологии работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались предрасположены в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации к пренебрежению нуждами ребенка, проявлениям насильственных методов воспитания, жестокого обращения с детьми, позволяют принять превентивные меры профилактики: проводятся межведомственные профилактические мероприятия (операция "Подросток" и др.), направленные на раннее выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, предупреждение правонарушений несовершеннолетних и против них на территории Республики, оказание психолого-педагогической, социальной и иной помощи семье и детям.
При Государственном казенном учреждении Республики Крым "Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" действует круглосуточный "телефон доверия", позвонив на который можно получить консультации по вопросам, касающимся детей.
Для организации работы по раннему выявлению неблагополучия в семьях, оказанию содействия семьям в выходе из трудной жизненной ситуации в Республике Крым осуществляют свою деятельность центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.
В Республике Крым проводится планомерная работа по развитию системы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, сокращению количества родителей, лишенных родительских прав.

2. Основные задачи

Стратегической целью семейной политики является достижение благополучия семьи как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции всех типов семей в общество.
Задачи семейной политики в Республике Крым:
- сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;
- повышение рождаемости и обеспечение воспроизводства населения;
- повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;
- обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье;
- профилактика разводов и семейного насилия, формирование ответственного, компетентного родительства.

3. Меры, направленные на сокращение бедности
среди семей с детьми

Усиление социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения путем оказания адресной социальной помощи на основании изучения нуждаемости граждан в предоставлении указанной помощи.
Обеспечение гарантированных и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Осуществление информационно-разъяснительной работы среди семей с детьми, в том числе малообеспеченных, о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки.
Разработка и принятие минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.
Предоставление малоимущим семьям, имеющим детей, адресной государственной социальной помощи.
Предоставление малоимущим семьям, имеющим детей, ежемесячного пособия на ребенка.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

4. Меры, направленные на формирование безопасного
и комфортного семейного окружения для детей

Совершенствование законодательства Республики Крым в сфере семейной политики.
Разработка мероприятий, направленных на повышение авторитета института семьи, пропаганду в обществе лучших семейных традиций, признание роли семьи в воспитании физически и нравственно здорового поколения.
Методическое обеспечение деятельности организаций по оказанию помощи семье и детям в целях решения проблемных вопросов семей с детьми.
Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.
Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
Организация работы по раннему выявлению, реабилитации и социальному патронажу семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Разработка тренингового модуля, освещающего вопросы социальной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, формы и методы работы с такими семьями.
Организация и проведение тренингов по вопросам социальной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, формам и методам работы с такими семьями для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организаций социального обслуживания семьи и детей.
Проведение информационных мероприятий, размещение социально-рекламной продукции, изготовленной на местных теле-, радиоканалах, других рекламных носителях, об услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Организация работы "телефонов доверия" в круглосуточном режиме в службах, осуществляющих деятельность по оказанию социальной помощи детям.
Подготовка и проведение цикла мероприятий по оказанию комплексной социально-психологической и педагогической помощи детям - воспитанникам социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в рамках реализации проекта "Круг доверия".
Внедрение системы раннего выявления и работы с семьями на ранних этапах кризиса по технологии работы со случаем.
Провести обучение междисциплинарных команд специалистов (в том числе кураторов случая, специалистов органов опеки и попечительства) технологиям раннего выявления и работы со случаем.
Оптимизация сети учреждений, чья деятельность направлена на оказание помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, и учреждений, чья деятельность направлена на работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Оказание поддержки (содействия) администрациями муниципальных образований в Республике Крым центрам социальных служб для семьи, детей и молодежи в выделении и размещении в специально предназначенных зданиях или помещениях административного или жилого фонда, оборудованных всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащенных телефонной связью и отвечающих санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.

5. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка
из семьи, социального сиротства

Внедрение технологий по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные семьи и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания эффективной помощи семьям и оптимизации внутрисемейной ситуации и типов семейного воспитания.
Распространение передового инновационного опыта профилактики социального сиротства.
Обеспечение профилактики правонарушений в интернатных учреждениях, постинтернатной социальной адаптации и реабилитации выпускников данных учреждений.
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства).

6. Ожидаемые результаты

Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.
Повышение уровня обеспеченности многодетных семей.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Формирование в обществе ценностей семьи, детства, ответственного родительства.
Укрепление института семьи, повышение престижа семейных ценностей, популярности в обществе семейного образа жизни, ответственности родителей за воспитание детей.
Создание системы комплексной социальной, психологической, правовой, медицинской помощи семье.
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Повышение обеспечения поставщиков социальных услуг по месту жительства получателей социальных услуг.

III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Краткий анализ ситуации

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
В Республике Крым обеспечены высокие показатели охвата детей образовательными услугами, в том числе услугами дополнительного образования. В целом обеспечивается высокое качество образовательных результатов. Вместе с тем актуальными остаются вопросы доступности дошкольного образования для всех категорий детей, дефицита мест в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). С целью повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования и негосударственного сектора.
Особого внимания требует вопрос обеспечения в образовательных организациях безбарьерной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышения квалификации педагогического корпуса, увеличения доли молодых специалистов среди педагогов.

2. Основные задачи

Повышение доступности и качества дошкольного образования.
Обеспечение сокращения очередности в ДОО Республики Крым.
Укрепление материально-технической базы и оснащенности ДОО, кадровое обеспечение системы дошкольного образования.
Создание возможностей для получения качественного общего образования независимо от места жительства, состояния здоровья и социально-экономического статуса семей, механизмов выравнивания доступа к качественному общему образованию.
Создание условий для реализации федеральных государственных стандартов общего образования.
Формирование государственной системы выявления и развития молодых талантов.
Обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования.
Создание условий для обеспечения обучающихся в ДОО полноценным и сбалансированным питанием.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Обеспечение доступности профессионального образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обновление содержания и технологий образования, состава и компетенций педагогических кадров для обеспечения высокого качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования Республики Крым.

3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества
образования

Организация развивающей образовательной среды на всех этапах образовательной системы (ранний, дошкольный, младший дошкольный, подростковый возраст) для свободного творчества, познания и самопознания детей и подростков в форме мастерских, творческих студий, игровых центров, исследовательских лабораторий, обеспечение сокращения очередности в ДОО, в том числе путем строительства новых детских садов.
Развитие вариативности дошкольного образования как по содержанию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями, так и по формам дошкольного образования, в том числе семейный детский сад, лекотека, центры игровой поддержки и пр.
Обновление содержания и технологий дошкольного образования, кадровое обеспечение системы дошкольного образования.
Управленческое, кадровое, учебно-методическое обеспечение перехода на новые образовательные стандарты.
Обеспечение равнодоступности социально-образовательных услуг и индивидуализации образовательных траекторий.
Модернизация инфраструктуры образования и совершенствование школьной инфраструктуры (создание материально-экономических условий внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального, хореографического, художественного и других искусств, информатизация образования, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие дистанционного обучения).
Обеспечение равнодоступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его интересам и жизненным планам.
Построение инклюзивного детского сообщества в дошкольном и дополнительном образовании.
Разработка и внедрение программ формирования конфликтологической компетентности и управленческой грамотности классных руководителей.
Проведение совместно с представителями профсоюзных организаций проверок состояния соблюдения законодательства о труде детей на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности.
Проведение воспитательных мероприятий по вопросам правового образования в общеобразовательных учебных организациях.
Проведение информационных семинаров для учащейся молодежи и выпускников общеобразовательных организаций по формированию мотивации выбора профессии (специальности), позитивного отношения ко всем видам профессиональной деятельности, активного отношения к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии.
Привлечение к участию во временных работах несовершеннолетних детей из малоимущих и многодетных семей в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Создание банка данных вакантных рабочих мест с режимом работы на условиях неполной занятости, дистанционных и надомных форм занятости для одиноких, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, взявших детей на воспитание в семью, а также для членов семьи старше трудоспособного возраста.

4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых
детей и молодежи

Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).
Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
Сохранение системы конкурсно-выставочных мероприятий, направленной на выявление, поддержку и профессиональную ориентацию одаренных детей, повышение уровня их исполнительского мастерства.
Обеспечение участия одаренных детей в региональных, всероссийских и международных конкурсах, выставках и фестивалях.
Организация и проведение фестивалей, конкурсов героико-патриотической, интеллектуальной, творческой направленности.
Проведение республиканских конкурсов "Юный виртуоз", "Юный художник", "Юный композитор" им. И. Бакшиша.

5. Меры, направленные на развитие воспитания
и социализацию детей

Разработка и внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Внедрение программ развития межкультурной компетентности и толерантности на основе поликультурного образования в системе общего образования в целях осуществления эффективной профилактики явлений ксенофобии, национализма, шовинизма в образовательной среде и в обществе в целом.
Разработка и внедрение психолого-педагогических программ по формированию социальной компетентности детей и подростков на основе межведомственного и межпрофессионального взаимодействия посредством вовлечения детей и подростков в различные виды социальных практик, общественные подростковые и молодежные объединения.
Создание системы общественного школьного самоуправления с участием обучающихся на основе демократизации школы.
Развитие социального партнерства образовательных организаций с семьей, общественными организациями, представителями различных конфессий в области воспитания и социализации детей.
Обеспечение проведения комплексной профилактики девиантного поведения детей и подростков (безнадзорность, наркомания, алкоголизм, преступность, различные виды зависимости - игровая, компьютерная и пр., агрессивное поведение) на межведомственной основе.
Обеспечение реализации функции русского, украинского и крымско-татарского языков как государственных языков Республики Крым, основы интеграционных процессов.
Поддержка развития и социализация одаренных детей в Республике Крым.
Демонстрация в учреждениях культуры Республики Крым фильмов социальной тематики.
Проведение республиканского конкурса "Керченские каникулы".
Проведение республиканской недели детской книги.
Организация и проведение Всекрымского постоянного конкурса народного творчества "История России через историю семьи".
Повышение уровня культуры семейных отношений и ответственности родителей за выполнение своих обязанностей путем активизации участия родителей в семинарах, тренингах, которые способствуют формированию семейных ценностей.

6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного
образования, инфраструктуры творческого развития
и воспитания детей

Обеспечение информационной поддержки создания региональной системы выявления и развития одаренных детей и молодежи.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Разработка и внедрение нормативной правовой базы регионального регламента предоставления дополнительного образования детям, в том числе гарантированных бесплатных услуг.
Расширение сети доступных детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, привлечение подростков к различным видам общественно полезной деятельности.
Реализация системы мер по сохранению и развитию школьных библиотек, в том числе создание электронной региональной детской библиотеки.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования.
Поддержка функционирования школ искусств, реализующих программы художественно-эстетического развития, школьных театров для детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие социального партнерства с учреждениями культуры и искусства с целью увеличения числа творческих программ, спектаклей, концертов, музыкальных абонементов для детской, подростковой и юношеской аудитории, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение полного спектра услуг дополнительного образования в каждом муниципальном образовании в соответствии с запросами всех категорий населения.

7. Меры, направленные на обеспечение информационной
безопасности детства

Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.
Организация в учреждениях, проводящих работу с детьми, экспертных комиссий по обеспечению контроля за содержанием и качеством информации, предназначенной для детей, компьютерными и иными играми на факт прохождения ими в установленном законодательством порядке социальной, психологической, педагогической и санитарной экспертизы.
Проведение обновления книжного фонда муниципальных и республиканских библиотек в соответствии с законодательством.
Распространение информационных листовок по предупреждению негативных явлений в образовательных организациях.

8. Ожидаемые результаты

Ликвидация очередей на зачисление детей в ДОО.
Увеличение доли педагогических работников ДОО, прошедших обучение по программам повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки.
Увеличение доли ДОО в Республике Крым, обеспечивающих выполнение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Увеличение доли несовершеннолетних, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования.
Увеличение количества созданных дополнительных мест в негосударственных ДОО.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных организациях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов с увеличением доли обучающихся по ним.
Увеличение доли детей, обучающихся по программам дополнительного образования.
Увеличение доли одаренных детей и талантливой молодежи, обучающихся в образовательных организациях (на муниципальном и региональном уровнях).
Повышение доступности образовательных программ общего и профессионального образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Увеличение доли детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (от общего числа детей-инвалидов, которым это показано).
Увеличение доли общеобразовательных организаций, работающих в условиях реализации программ региональных инновационных площадок и инновационных образовательных проектов, в общей численности образовательных учреждений.
Увеличение доли общеобразовательных учреждений, которые осуществляют взаимодействие с родителями в электронном виде (электронный дневник), в общей численности образовательных учреждений.
Рост охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различными формами семейного устройства.
Снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних.
Развитие системы доступной социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации для детей различных возрастных групп. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Развитие социальной компетентности, в том числе межэтнической компетентности детей, формирование установок толерантного сознания, снижение числа проявлений ксенофобии, экстремизма.
Создание на основе социального партнерства школы и семьи и межведомственного взаимодействия системы защиты детей от негативного воздействия СМИ и интернет-среды.
Повышение уровня компетентности специалистов по социальной работе.
Распространение новых технологий социальной работы, повышение профессиональной компетентности должностных лиц, обеспечивающих социальную поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Предупреждение рецидивной преступности среди несовершеннолетних.
Обеспечение доступности срочных социальных услуг, оказание экстренной психологической помощи детям.
Расширение межсекторальных и межведомственных связей при организации комплексной работы с семьями, детьми, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.
Создание условий для полноценного развития, качественного воспитания детей из социально неблагополучных семей, проживающих на территории Республики Крым, сокращение случаев изъятия детей из семейного окружения.
Проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о труде детей не реже одного раза в год.
Проведение месячников правовых знаний не реже одного раза в полгода.
Сокращение на 12% числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Формирование системы профессиональной ориентации детей и молодежи.
Рост уровня занятости социально незащищенных категорий населения.
Увеличение числа детей, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Формирование позитивного общественного мнения в поддержку семьи, пропаганда семейных ценностей, популяризация образа жизни благополучных семей.
Создание условий для самоопределения личности, ранняя профессиональная ориентация.
Создание условий для культурного просвещения граждан, привлечения их к участию в творческой деятельности.
Предоставление культурных услуг для всех слоев населения, в том числе многодетным семьям и детям.
Формирование семейных ценностей, приобщение к традиционной народной культуре.
Развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности детей.

IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ

1. Краткий анализ ситуации

В Республике Крым наблюдается стабильный рост рождаемости, снизилась младенческая смертность, что является результатом повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям, новорожденным детям, детям первого года жизни, внедрения в практическое здравоохранение инновационных медицинских технологий, а также совершенствования подготовки и повышения квалификации медицинских кадров.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат) в 2014 году в Крыму родился 24341 ребенок, что на 282 ребенка больше, чем за аналогичный период 2013 года (24059 детей).
В Республике Крым врожденные пороки развития занимают 2-е место в структуре младенческой смертности, имеют тяжелые и во многих случаях фатальные проявления и увеличивают число инвалидов с детства. Ранняя диагностика врожденных пороков развития возможна при проведении массового лабораторного и ультразвукового обследования беременных женщин (проведения пренатального скрининга).
Проведение массового обследования новорожденных на наличие наследственных заболеваний (неонатальный скрининг) - один из эффективных способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний у новорожденных детей (фенилкетонурии, муковисцидоза, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, галактоземии).

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 марта 2006 года № 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания"), в соответствии с международными рекомендациями, в Крыму с 1989 года проводится неонатальный скрининг на фенилкетонурию, с 2006 года - на врожденный гипотиреоз, с 2012 года - на муковисцидоз и адреногенитальный синдром. Своевременное выявление детей, страдающих наследственными болезнями обмена, способствует профилактике инвалидности и развития тяжелых клинических последствий, а также снижению детской летальности от врожденных нарушений развития ребенка.
Под особым контролем находится организация проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью.
С целью обеспечения доступности медицинской помощи населению в Республике Крым постановлением Совета министров Республики Крым от 11 сентября 2014 года № 335 утверждена Государственная программа Республики Крым "Программа модернизации здравоохранения Республики Крым на 2014 - 2015 годы" с общим объемом финансового обеспечения в 2014 - 2015 годах в размере 5111513,9 тыс. рублей.

2. Основные задачи

Обеспечение сохранения здоровья женщин и детей.
Оказание доступной и квалифицированной акушерско-гинекологической, неонатологической и педиатрической помощи, профилактика инвалидности с детства.
Проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской, помощи детям.
Проведение последовательных мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям и сохранению положительной тенденции к снижению показателей материнской и младенческой смертности.
Реализация комплекса медико-социальных мер, которые обеспечат женщинам безопасное материнство и рождение здоровых детей.
Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным медицинским услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Предупреждение и снижение детской заболеваемости и инвалидности, снижение частоты врожденных пороков развития.
Улучшение качественных показателей здоровья детей.
Содействие и стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов, обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствами реабилитации.
Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.
Формирование потребности у детей в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения

Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.
Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности.
Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и своевременное их направление в федеральные клиники.
Распространение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейном воспитании.
Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
Предотвращение передачи ВИЧ от матери к ребенку путем своевременного назначения антиретровирусной терапии новорожденным, рожденным от ВИЧ-позитивных матерей.
Модернизация учреждений здравоохранения, службы детства, родовспоможения, в том числе: проведение капитальных ремонтов отделений учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования для детских и родовспомогательных учреждений Республики Крым, обеспечение акушерских стационаров необходимым оборудованием (кардиомониторами, аппаратами УЗИ, аппаратами искусственной вентиляции, пульсоксиметрами) с целью внедрения клинических протоколов по современным перинатальным технологиям, обеспечение акушерских стационаров необходимыми расходными материалами.

4. Меры по развитию политики формирования здорового образа
жизни детей и подростков

Увеличение количества детей, в том числе детей-инвалидов, занимающихся разнообразными видами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Увеличение количества детей, обучающихся в детско-юношеских спортивных школах.
Сохранение количества детско-юношеских спортивных школ.
Организация работы по разработке межведомственного плана мероприятий по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Республике Крым на 2015 - 2016 годы.

5. Меры по формированию современной модели организации
отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах
государственно-частного партнерства

Совершенствование межведомственного взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в учреждениях отдыха и оздоровления детей, в том числе укомплектование данных учреждений квалифицированным педагогическим и медицинским персоналом.
Развитие системы информационно-методической поддержки учреждений отдыха и оздоровления детей.

6. Меры по формированию культуры здорового питания детей
и подростков, обеспечению качества и режима питания
как залога здоровья ребенка

Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания.
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников ДОО.
Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.

7. Ожидаемые результаты

Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Обеспечение средствами для лечения и восстановления здоровья всех категорий детей.
Обеспечение доступности и своевременности качественных профилактических и медицинских услуг.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями.
Обеспечение базового уровня оснащенности учреждений здравоохранения.
Укрепление здоровья и снижение риска травматизма детей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность физкультурно-спортивной инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

1. Краткий анализ ситуации

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и ВИЧ-инфицированные дети. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.
Приоритетным направлением деятельности по обеспечению и защите прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является реабилитационная, коррекционная, развивающая помощь на ранних этапах развития.
Приоритетным направлением развития образования в Республике Крым является создание в общеобразовательных организациях специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Для защиты права ребенка жить и воспитываться в семье в Республике Крым реализуются меры, направленные на закрепление позитивной динамики семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в приемные семьи. В этой связи в Республике Крым принимаются меры, направленные на поддержку граждан, готовых принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежегодно более 1,5 тыс. детей-инвалидов проходят курс реабилитации в 13 учреждениях социально-бытовой адаптации и реабилитации детей-инвалидов. В Государственном бюджетном учреждении Республики Крым "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" дети с родителями из разных регионов Республики обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Сохранение и развитие системы отделений социальной реабилитации детей-инвалидов позволяет ребенку получать услуги непосредственно по месту жительства, является действенным инструментом социальной и бытовой адаптации детей-инвалидов, формирует у ребенка-инвалида навыки общения с другими детьми.
В 2014 году за счет бюджета Республики Крым компенсировались затраты лица, сопровождающего ребенка с детским церебральным параличом в реабилитационное учреждение, в размере 50%. Размер компенсации в среднем составил 9187 рублей.
В Республике Крым функционирует 8 специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций интернатного типа, 5 специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, 27 специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных организациях, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2014/2015 учебном году более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья приступили к обучению в образовательных организациях в условиях инклюзивного образования. В 76 базовых общеобразовательных организациях создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, что составляет 12,8% от общего количества общеобразовательных организаций Республики Крым.
В 2015 году в 112 базовых общеобразовательных организациях будет создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, что составит 20% от общего количества общеобразовательных организаций Республики Крым.
Особое внимание уделяется проблеме профессионального образования детей-инвалидов. В 2013/2014 учебном году в профессионально-технических учебных заведениях Крыма обучалось 176 человек с ограниченными возможностями здоровья. В двух государственных профессионально-технических учебных заведениях функционируют специальные группы, в которых приобретают профессию обучающиеся с нарушением интеллекта.
В 2014/2015 учебном году в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым "Симферопольский колледж сервиса и дизайна" обучается 5 детей-инвалидов с нарушением слуха, создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

2. Основные задачи

Обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из важнейших задач политики в области образования в Республике Крым.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной и культурной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Расширение форм дистанционного обучения для освоения программ общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие программ и услуг, направленных на возвращение ребенка в биологическую семью в случаях лишения или ограничения родительских прав родителей, временного помещения ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную (опекунскую) семью.
Поддержка и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; разработка программ и нормативных правовых актов, направленных на материальное стимулирование устройства детей на воспитание в семьи; совершенствование системы социального сопровождения и образования приемных родителей.
Развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процессов усыновления и других форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
Формирование списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Формирование специализированного жилищного фонда Республики Крым для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Разработка нормативной правовой базы по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Проведение коррекционно-реабилитационной работы с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав, для обеспечения возможности формирования либо восстановления позитивных отношений между родителями и детьми, восстановления родителей в родительских правах и возвращения детей в семьи.
Проведение мониторинга соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями, сохранения права пользования и обеспечения сохранности ранее занимаемых жилых помещений.
Организация психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
Обеспечение подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Организация работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников общеобразовательных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Проведение обучающих семинаров и занятий по повышению квалификации сотрудников органов опеки и попечительства.
Привлечение негосударственных (общественных) организаций к оказанию профилактических услуг для семей и детей, в частности, к деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, работе по сопровождению замещающих семей.

4. Меры, направленные на государственную поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья

Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях и коррекционных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к юридической и медицинской помощи и социальному обслуживанию.
Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости.
Обеспечение доступного качественного дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием вариативных форм (дистанционного, инклюзивного и пр.).
Обеспечение деятельности по организации реабилитации и сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников интернатных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социально неблагополучных семьях.
Развитие услуг, направленных на включение в культурную жизнь и творческую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.
Формирование в обществе позитивного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, создание открытого толерантного общества, предоставляющего всем людям равные возможности через реализацию комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ограниченными возможностями здоровья максимально полноценно участвовать в жизни общества.

5. Ожидаемые результаты

Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (патронатные семьи).
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развивающей образовательной среды с учетом психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семьи, профилактики рисков проблемных, осложненных вариантов развития.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию, дошкольное, общее и профессиональное образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, социализацию, трудовое и социальное жизнеустройство по достижении ими совершеннолетия.
Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования.
Формирование среди населения доброжелательного и ответственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение учета 100% детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Увеличение на 25% числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жильем.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантиями на имущество и права на предоставление жилого помещения.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей группы риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Проведение плановых и внеплановых проверок обеспечения сохранности жилья не реже одного раза в полгода.
Проведение комплексной социально-психологической оценки семьи, осуществление коррекционно-реабилитационной работы и социального сопровождения 100% замещающих семей.
Проведение обучающих семинаров для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ
ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ

1. Краткий анализ ситуации

В последнее время в Республике Крым сохраняется тенденция сокращения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений Республики Крым уделяется особенное внимание вопросам социального сопровождения и защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в сфере уголовного правосудия.
Предупреждение повторной преступности, оказание положительного влияния на несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, возможно, если несовершеннолетний будет включен в индивидуальную профилактическую работу со стороны всей системы защиты прав и профилактики безнадзорности и правонарушений с момента совершения им административного правонарушения или общественно опасного деяния, предъявления ему обвинения.

2. Основные задачи

Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
Реализация мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, добровольцев по социально-психологической реабилитации детей, признанных потерпевшими, оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

3. Меры, направленные на создание
дружественного к ребенку правосудия

Организация социального сопровождения несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, осужденных к различным мерам наказания, вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также детей и подростков, в отношении которых совершены противоправные деяния.
Оказание психолого-педагогической и иной помощи несовершеннолетним, в отношении которых совершены преступления, и их семьям.
Разработка инновационных программ по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в сфере уголовного правосудия, и их семьями с участием государственных и негосударственных организаций, имеющих практический опыт, последующий анализ и обобщение полученных результатов, внедрение позитивного опыта.
Организация проведения бесед, тренингов, "круглых столов", направленных на предупреждение риска повторных преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, молодежи, осужденных без изоляции от общества, а также иных лиц, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации.
Проведение цикла занятий среди несовершеннолетних и молодежи по формированию навыков здорового образа жизни, профилактике социально опасных заболеваний, а также профилактике безнадзорности, антиобщественных действий несовершеннолетних, предупреждению насилия в семье.
Организация мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде, привлечение несовершеннолетних и лиц молодежного возраста, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, к участию в военно-патриотических мероприятиях, молодежных экологических субботниках.
Организация и проведение "Дней социальных служб для семьи, детей и молодежи" в подразделениях Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю".
Консультирование по вопросам социально-воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними, молодежью, а также с лицами, семьи которых находятся в трудной жизненной ситуации.

4. Меры, направленные на улучшение положения детей в период
нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы,
в постпенитенциарный период

Организация и проведение индивидуальной профилактической работы с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении детей и подростков, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, осужденных к различным мерам наказания, находящихся и вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Повышение эффективности межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, оказавшимися в сфере уголовного правосудия, по их жизнеустройству, реабилитации, возвращению в социум, психологической и материальной поддержке с момента совершения подростком правонарушения.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы и специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Работа по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания.
Проведение мероприятий по социальной адаптации и ресоциализации несовершеннолетних и лиц молодежного возраста, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Оказание бесплатной правовой и психологической помощи осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, несовершеннолетним, молодежи, а также иным лицам, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации.
Направление осужденных несовершеннолетних, молодежи, а также лиц, семьи которых находятся в трудной жизненной ситуации, в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи для получения комплекса социальных услуг.
Внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказания в местах лишения и ограничения свободы.

5. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении
несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия

Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
Обеспечение эффективной деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Повышение эффективности проводимой индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Разработка порядка и регламента межведомственного взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, а также по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей из семей, имеющих высокий риск жестокого обращения с несовершеннолетними.
Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации, профессиональную переподготовку и профессиональную поддержку (супервизию) руководителей государственных и муниципальных учреждений и специалистов, работающих в сфере профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, оказания помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению, а также профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.
Проведение региональных акций и мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и подростками, укрепление семейных ценностей, формирование нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми и подростками.

6. Ожидаемые результаты

Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Создание эффективной системы предупреждения насилия в семье.
Защита прав и интересов детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
Привлечение к мероприятиям не менее 25 тыс. детей и молодежи.
Предупреждение рецидивной преступности среди несовершеннолетних.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних и их законных представителей, обеспечение гарантий получения ими квалифицированной бесплатной юридической помощи.
Создание эффективной системы профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и подростков.

VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Координация и контроль за реализацией Стратегии осуществляется Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК


------------------------------------------------------------------