Постановление Администрации г. Симферополя от 15.04.2015 N 202 "Об организации срочного захоронения трупов в военное время и чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым"



РЕСПУБЛИКА КРЫМ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. № 202

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СРОЧНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", другими законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, с целью заблаговременной подготовки, организации, проведения и всестороннего обеспечения работ по поиску, извлечению, опознанию и захоронению тел (останков) погибших в случае возникновения военных действий (или вследствие этих действий), а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших массовое поражение населения с летальным исходом, Администрация города Симферополя Республики Крым постановляет:

1. Создать комиссию по срочному захоронению трупов людей и животных в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

2. Утвердить:

2.1. Положение об организации срочного захоронения трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (приложение 1).
2.2. Состав комиссии по срочному захоронению трупов людей и животных в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (приложение 2).

3. Управлению административных органов Администрации города Симферополя (Доманицкий А.В.) оказать методическую помощь организациям по подготовке и выполнению задач гражданской обороны, связанных со срочным захоронением трупов в период военных действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших массовое поражение населения с летальным исходом.

4. Отделу информационной политики Администрации города Симферополя (Шилко А.А.) обнародовать настоящее постановление в установленном порядке.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации
города Симферополя
Г.С.БАХАРЕВ





Приложение 1
к постановлению
Администрации
города Симферополя
от 15.04.2015 № 202

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СРОЧНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
И ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" разработка и осуществление мер, направленных на срочное захоронение трупов в военное время на территории муниципального образования городской округ Симферополь, относится к полномочиям органов местного самоуправления в пределах границ муниципального образования.
Обязательность и своевременность решения этой задачи вызвана, прежде всего, необходимостью предотвращения вспышек эпидемических заболеваний при массовой гибели людей, особенно в летний период, в связи с отсутствием необходимого количества специализированных модулей, оборудованных холодильными установками.
Погребение (захоронение) тел (останков) погибших является частью мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения и осуществляется с целью предотвращения вспышек инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий для проживания.
Настоящее Положение разработано в соответствии с действующими нормативными и правовыми документами Российской Федерации, а также с учетом опыта войн и вооруженных конфликтов и применения различных средств поражения и крупномасштабных катастроф.
Срочное захоронение трупов в военное время возлагается на специальное формирование, созданное на территории городского округа.

1. Специальное формирование и его функции:

- сбор погибших и доставка их к местам проведения судебной медицинской экспертизы;
- доставка погибших к месту захоронения после судмедэкспертизы;
- санитарный надзор и санитарно-эпидемиологический контроль;
- организация и проведение судебной медицинской экспертизы;
- захоронение умерших от ран, болезней в медицинских учреждениях;
- санитарно-эпидемиологическая группа для выявления и захоронения трупов в очаге особо опасных инфекций и проведение текущей и заключительной дезактивации в очаге особо опасной инфекции;
- транспортировка и доставка трупов;
- осуществление контроля за полнотой и качеством проведения дезинфекции другими службами;
- и другие.

1.1. Количество создаваемых для этих целей формирований зависит от плотности проживаемого на той или иной территории населения, характера ведения боевых действий и т.п. При необходимости могут привлекаться воинские подразделения и формирования общего назначения.
1.2. Специальное формирование по захоронению трупов организует по территориальному принципу орган местного самоуправления на базе организаций. В муниципальном образовании специальное формирование по захоронению трупов создается по решению органа местного самоуправления, в организациях - по решению руководителей этих организаций.
1.3. Создание и руководство специальным формированием по захоронению трупов возлагается на орган местного самоуправления и руководителей организаций.

1.4. В состав по захоронению трупов входят: руководство, органы управления и формирования.
К руководству относятся Комиссия по срочному захоронению трупов людей и животных в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях (далее - Комиссия) и начальник спасательной службы по захоронению трупов.
Начальником специального формирования по захоронению трупов является специально назначенное должностное лицо органа местного самоуправления.
1.5. Органом управления специального формирования по захоронению трупов является Комиссия. Комиссия по захоронению трупов создается в мирное время распоряжением руководителя органа местного самоуправления. Структура и численность Комиссии и спасательной службы по захоронению трупов определяются решением органа местного самоуправления исходя из прогнозируемого объема работ.
1.6. К формированиям, входящим в состав специального формирования по захоронению трупов, относятся:
формирования по поиску и сбору погибших (умерших);
формирования по организации похоронных мероприятий.
При необходимости для выполнения задач, возлагаемых на специальное формирование по захоронению трупов, решением органа местного самоуправления могут создаваться и другие формирования по захоронению трупов.
1.7. Личный состав формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, комплектуется преимущественно за счет персонала специализированных ритуальных организаций (если таковые имеются).
Военнообязанные из числа работников, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, на период до их призыва (мобилизации).
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, доукомплектовываются трудоспособными гражданами, являющимися невоеннообязанными.
1.8. Комплектование формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин со средним или высшим медицинским образованием, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
1.9. Зачисление трудоспособных граждан в состав формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, производится приказом (распоряжением) руководителя органа исполнительной власти (муниципального образования) по согласованию с руководителями организаций, на базе которых данные формирования созданы.
1.10. Сбор погибших, доставка их к местам захоронения, оформление могил и кладбищ производятся специально назначенными командами. В распоряжение этих команд выделяются необходимые транспортные средства, инструменты, материалы, обмундирование подменного фонда и дезинфицирующие средства, необходимые для производства захоронения и оформления могил и кладбищ.
1.11. Личный состав команд по организации захоронения обязан знать порядок захоронения погибших. В медицинских учреждениях захоронение умерших от полученных ран (болезней), оформление могил и кладбищ производятся в порядке, определенном руководителем гражданской обороны.
Захоронение осуществляется, как правило, не позднее чем через сутки после гибели. Перед захоронением производится опознание погибших по имеющимся при них документам. В случае отсутствия при погибшем документов, удостоверяющих его личность, командир команды по организации захоронения немедленно докладывает об этом по команде для принятия мер по установлению личности погибшего.
1.12. Для опознания погибшего назначается комиссия в составе представителей медицинской службы, прокуратуры и командира команды по организации захоронения. В случае когда принятые для опознания меры не дали результатов, производится описание внешности (облика) погибшего, для чего составляется его карточка, или осуществляется фотографирование в анфас и профиль.
1.13. В администрации органа местного самоуправления разрабатывается "План срочного захоронения трупов людей и животных в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях", в котором указываются:
- места, выделенные для захоронения;
- маршруты вывоза трупов;
- силы и средства, привлекаемые для захоронения трупов;
- учреждения, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор;
- пункты санитарной обработки личного состава;
- пункты специальной обработки одежды и обуви личного состава;
- пункты специальной обработки техники, привлекаемой для захоронения;
- места складирования дезинфицирующих веществ;
- места хранения вещей погибших.
К плану прилагаются:
- указание мест или территорий для захоронения;
- информация о поставках дезинфицирующих веществ, материальных средств.

2. Выбор и выделение мест для проведения массовых погребений

2.1. Выбор и выделение мест для проведения массовых погребений определяется на основании положительной санитарно-гигиенической экспертизы в соответствии с СанПиН 2.1.1279-03. Участки под захоронения выбираются сухие, открытые, на окраине города. Для организации обеспечения похорон погибших (умерших) и осуществления взаимодействия исполнительной власти всех уровней создается похоронная комиссия. Определяются участки под массовое погребение.
2.2. Участок для проведения массовых захоронений должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь уклон в сторону, противоположную от населенного пункта, открытых водоемов, мест, из которых население использует грунтовые воды для хозяйственно-питьевых целей;
- не затопляться при паводках;
- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод;
- иметь сухую пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы примерно 6 - 18%.
2.3. При определении размера участка под захоронение следует исходить из установленного строительными нормами и правилами норматива (глава П-60-75) - 0,01 га на 1000 человек, расстояние до населенных пунктов и жилых кварталов должно быть не менее 300 м. Территория захоронения впоследствии должна быть огорожена по периметру.
Перед въездом к месту захоронения должна быть предусмотрена площадка для подвоза и разгрузки трупов. У мест захоронения предусматриваются площадки для отдачи воинских почестей и других ритуальных обрядов.
2.4. Создаваемые массовые погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в случае угрозы затопления либо других стихийных бедствий.
2.5. Памятники, мемориальные сооружения и декоративную скульптуру на братских могилах рекомендуется устанавливать на участках вне мест размещения захоронений, для чего следует резервировать места для таких архитектурных объектов.

3. Транспортировка погибших (умерших) к местам
погребения и кремации

3.1. Транспортировка и доставка погибших (умерших) к местам погребения осуществляется в кратчайшие сроки с подготовленных площадок от моргов и хранилищ трупов, с оформленными документами на погребение.
В морге врачом-патологоанатомом, в результате вскрытия, оформляется врачебное свидетельство о смерти.
3.2. Органы ЗАГС на основании врачебного свидетельства о смерти выдают государственное (гербовое) свидетельство о смерти, которое является основанием для выдачи тела родственникам или сопровождающим труп к месту погребения, кремации.
3.3. Для перевозки погибших (умерших) к месту погребения, при необходимости, допускается использование автотранспорта, не перевозящего пищевое сырье и продукты питания. Отличительные знаки на транспортные средства, привлекаемые для перевозки трупов, выдаются военными комендатурами или администрацией города.
3.4. По окончании перевозки и захоронения погибших (умерших) транспорт должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.
После дезинфекции проводится санитарно-эпидемиологический и дозиметрический контроль автотранспорта.

4. Проведение массовых захоронений в братских могилах

4.1. Погребение погибших (умерших) на отведенных участках, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение под массовые захоронения, осуществляется в гробах и без гробов (в патологоанатомических пакетах) силами ритуальной службы или похоронной командой, занимающихся похоронным делом.
Размер братской могилы определяется из расчета 1,2 м2 площади на одного умершего.
В одну братскую могилу можно захоронить до 100 трупов. Специальным решением администрации городского округа эта цифра может быть увеличена.
Количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливаются в зависимости от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод. При захоронении без гробов количество уровней может быть увеличено.
Расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняется слоем земли с укладкой по верху хвороста и еловых веток.
При размещении гробов в несколько уровней расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда.
Глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м.
Дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м.
Толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м.
Надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м.
Для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.
4.2. Захоронение погибших (умерших), имеющих высокий радиационный фон, допускается на специально отведенных участках кладбища, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности, глубина могилы должна быть достаточно большой, чтобы не допускать повышения уровня радиации.
4.3. При погребении больных, умерших вследствие тяжелых инфекционных заболеваний, обязательна их дезинфекция. Для этого труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или 10% раствором хлорной извести, засыпаемой на дно могилы слоем в 2 - 3 см.
4.4. Извлечение останков погибшего (умершего) из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органа местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года.

5. Использование кремации (при необходимости)

5.1. Кремация - предание тел умерших огню с соблюдением того или иного обряда погребения.
Захоронение останков после кремации (прахов) производится в погребальных урнах, шурфах методом высыпания в могилу, развеиванием на специальных участках, на кладбищах, а также над водной поверхностью, лесом с разрешения администрации по согласованию со службой Госсанэпиднадзора.

6. Регистрация и учет массовых погребений

Регистрация и учет массовых захоронений производится на общих основаниях в книге захоронений кладбищ, на которых определены номера участков для погребения в братских могилах.
Администрацией городского округа, после произведения захоронения, составляется акт в 3 экземплярах, в котором указываются:
- дата захоронения;
- регистрационный номер захоронения;
- номер участка захоронения;
- количество захороненных;
- номер свидетельства о смерти и дата его выдачи и орган, его выдавший, на каждого захороненного;
- номер танатологического отделения, в котором находился труп;
- регистрационный номер трупа;
- фамилия, имя, отчество трупа;
- адрес его обнаружения;
- адрес его места жительства;
- дата его рождения;
- пол.
Первый экземпляр акта остается в администрации города.
Второй экземпляр акта поступает в архив.
Третий экземпляр акта передается в органы здравоохранения города.
При захоронении неопознанных тел погибших (умерших) их учет производится по той же схеме, только без паспортных данных.

7. Финансирование специальных формирований по захоронению трупов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по гражданской обороне.

Руководитель аппарата
Администрации города Симферополя
Г.В.АЛЕКСАНДРОВА

Заместитель начальника
административных органов
администрации города
А.В.ДОМАНИЦКИЙ





Приложение 2
к постановлению
Администрации города Симферополя
Республики Крым
от 15.04.2015 № 202

СОСТАВ
КОМИССИИ ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ
В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ И ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

№ п/п
Должность в составе комиссии
Должность в муниципальном образовании
1
Председатель комиссии
Глава администрации города Симферополя
2
Заместитель председателя комиссии
Заместитель Главы администрации города Симферополя
3
Член комиссии
Начальник Департамента городского хозяйства администрации города
4
Член комиссии
Начальник управления административных органов администрации города
5
Член комиссии
Военный комендант Симферопольского гарнизона
6
Член комиссии
Начальник отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям управления административных органов администрации города
7
Член комиссии
Начальник управления Министерства здравоохранения Республики Крым (по согласованию)
8
Член комиссии
Начальник отделения надзорной деятельности (ОНД) по городу Симферополю Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций (ГУ МЧС) России по Республике Крым (по согласованию)
9
Член комиссии
Начальник Симферопольского городского управления полиции Министерства внутренних дел (МВД) России по Республике Крым (по согласованию)
10
Член комиссии
Директор муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг (МУП) "Горритуал"

Руководитель аппарата
Администрации города Симферополя
Г.В.АЛЕКСАНДРОВА

Заместитель начальника
управления административных органов
администрации города
А.В.ДОМАНИЦКИЙ


------------------------------------------------------------------