Решение Арбитражного суда г. Севастополя от 31.07.2015 по делу N А84-833/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Распоряжения Правительства Севастополя от 13.10.2014 N 327 "О ликвидации государственных предприятий "Севастопольский винодельческий завод" и "Совхоз-завод имени Полины Осипенко">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2015 г. по делу № А84-833/2015

Резолютивная часть решения объявлена "24" июля 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено "31" июля 2015 г.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлением общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Ларанд ЛТД" (ул. Охотская, 8 г. Севастополь, 229009, ИНН 9203006621, ОГРН 1149204044440) к Правительству Севастополя (улица Ленина, 2, город Севастополь, 299011) о признании недействительным Распоряжения Правительства Севастополя от 13.10.2014 № 327 "О ликвидации государственных предприятий "Севастопольский винодельческий завод" и "Совхоз-завод имени Полины Осипенко",
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя - С., доверенность от 02.04.2015 года № 43-Ю;
от заинтересованного лица (Правительство Севастополя) - Б., доверенность от 23.10.2014;
от заинтересованного лица (Государственное предприятие "Совхоз-завод имени Полины Осипенко") - К., доверенность от 30.01.2015;
от заинтересованного лица (Государственное предприятие "Севастопольский винодельческий завод") - Л., доверенность № 5 от 20.02.2015,
при ведении протокола судебного заседания, осуществлении аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания - М.

установил:

14.05.2015 общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Ларанд ЛТД" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным Распоряжения Правительства Севастополя от 13.10.2014 № 327 "О ликвидации государственных предприятий "Севастопольский винодельческий завод" и "Совхоз-завод имени Полины Осипенко".
Определением от 18.05.2015 дело принято к производству Арбитражного суда города Севастополя.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, пояснил суду, что оспоренное распоряжение противоречит положениям части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, частям 1, 2 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), части 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российскую Федерации", части 3 статьи 35 Устава города Севастополя. Считает, что ликвидируемые предприятия не привели свои учредительные документы в соответствие с правовым полем Российской Федерации, то они не могут быть ликвидированы по законодательству Российской Федерации и в настоящий момент личным законом для них является законодательство Украины.
Представитель заинтересованного лица, Правительства Севастополя, в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, суду пояснил:
- согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01.01.2017 особенности регулирования имущественных отношений могут быть установлены нормативно-правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица, представителя государственных предприятий "Севастопольский винодельческий завод" и "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" с заявленными требованиями не согласились, дали пояснения по сути спора, высказал правовую позицию и просили в удовлетворении заявления отказать.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
01.12.1994 между Государственным предприятием "Совхоз-завод им. П. Осипенко" и Обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "Ларанд" заключен договор аренды недвижимого имущества.
Правительством Севастополя принято распоряжение от 13.10.2014 № 327 "О ликвидации государственных предприятий "Севастопольский винодельческий завод" и "Совхоз-завод имени Полины Осипенко". Согласно указанному распоряжению собственником предприятий, Правительством Севастополя, принято решение ликвидировать государственные предприятия и совершении в дальнейшем уполномоченным органом все, предусмотренных действующим законодательством действий определенных для ликвидационной процедуры, руководствуясь Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 24.04.2014 № 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определения порядка инвентаризации и распоряжения собственностью города Севастополя", Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 25.06.2014 № 92 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных предприятий и учреждений города Севастополя".
Правительство Севастополя постановило установить, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество, имущественные права и нематериальные активы предприятий, расположенных на территории города Севастополя, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, в том числе государственных предприятий "Севастопольский винодельческий завод" и "Совхоз-завод имени Полины Осипенко".
Полагая, что данный ненормативный акт, в части ликвидации предприятий противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, в соответствии со статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемое распоряжение от 13.10.2014 № 327 Правительства Севастополя соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с пунктом "О" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Также в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1, 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
В соответствии с частью 1 статьи 108 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции Российской Федерации изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации статус города федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации и уставом города федерального значения, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Таким образом, с учетом указанных положений Конституции возможно установление особого статуса субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1, 3 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования корпоративных отношений в части порядка принятия решений о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц или иных решений, являющихся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения юридическими лицами, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации (при условии гарантирования прав всех участников (акционеров) таких юридических лиц) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя, которые действуют до 1 января 2015 года.
Таким образом, часть 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации в совокупности с положениями части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 устанавливают особый статус города федерального значения Севастополя, предусматривают ограниченный период (до 01 января 2017 года) специального порядка особенностей регулирования имущественных отношений. Указанные положения имеют большую юридическую силу по отношения к положениям пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются специальными по отношению к положениям, закрепленным в пункте "О" статьи 71 Конституции Российской Федерации.
С учетом положения части 3 статьи 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ нормативное регулирование имущественных отношений в городе федерального значения Севастополе не может противоречить Конституции Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что Государственные предприятия "Севастопольский винодельческий завод" и "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" не привело учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, и в связи с этим не могут быть ликвидированы, судом не принимается.
Пунктом 5 Решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6 указанного Решения).
В соответствии со статьей 4 Закона города Севастополя от 24.04.2014 № 3-ЗС (ред. от 24.07.2014) "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" исполняющий обязанности Губернатора города Севастополя уполномочен:
1) обеспечить учет предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя";
2) организовать проведение инвентаризации и учет имущества, кредиторской и дебиторской задолженностей, денежных средств, других активов, обязательств предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя";
3) обеспечить управление предприятиями, учреждениями и иными организациями, указанными в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя", управление и распоряжение имуществом этих предприятий, учреждений и организаций, имуществом государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя", а также собственностью города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя";
4) назначать и освобождать от должности руководителей предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя";
5) обеспечить меры по сохранности имущества предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя", имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя", а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", установлено, что право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.
Пунктом 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 года, установлено, что Правительство Севастополя, в том числе, управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 25 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30.04.2014 "О правительстве Севастополя" установлено, что Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии со статьей 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС (ред. от 24.07.2014) "О Правительстве Севастополя" правовые акты Правительства по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Правительством. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства.
Из анализа приведенных норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа возможно при наличии двух условий: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) нормам закона и нарушении ими прав заявителя.
Таким образом, оспариваемое распоряжение от 13.10.2014 № 327 Правительства Севастополя на момент вынесения не нарушает права заявителя. Заявителем не представлено доказательств того, что исполнение оспариваемого постановления привело к нарушению прав и законных интересов ООО "ПКФ "Ларанд".
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 3000 рублей. Расходы по оплате государственной пошлины с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Ларанд" к Правительству Севастополя о признании недействительным Распоряжения от 13.10.2014 № 327 "О ликвидации государственных предприятий "Севастопольский винодельческий завод" "Совхоз-завод им. Полины Осипенко", отказать.
Определение может быть обжаловано в течение месяца в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья
О.В.МИНЬКО


------------------------------------------------------------------